Применение метода 6-ти шляп мышления при разработке бизнес-плана - Результативные бизнес-планы

МАСТЕРПЛАНС  Идеи.Деньги.Реальность
Перейти к контенту

Главное меню:

Статьи > Стратегический анализ
Идеология "6-ти шляп" Эдварда Де Боно

Метод "Шести шляп мышления" был разработан Эдвардом Де Боно для того, чтобы при обдумывании важных вопросов освободить решения от влияния своего "эго", и двигаться вперед, основываясь на объективных фактах, не попадая в зависимость от аргументов в споре.  
Естественно, что шляпы символизируют роли, которые нужно принимать при обсуждении стратегических планов. Однако, когда четко известно, какая роль закреплена за шляпой того или иного цвета, гораздо легче вжиться в нее, физически надев шляпу (или бейсболку) данного цвета.

применение 6 шляп мышления эдварда де боно в разработке бизнес-планов
Наша новая разработка:
Роль в зависимости от цвета шляпы

Итак, какие же это роли?

  • Роль белой шляпы - фиксация имеющуюся информацию, объективные факты;

  • Роль красной шляпы - сформулировать и описать, какие  чувства и эмоции  вызывает идея;

  • Роль черной шляпы  - обдумать и высказать негативные стороны обсуждаемой идеи;

  • Роль желтой шляпы - обдумать и высказать позитивные стороны обсуждаемой идеи;

  • Роль зеленой шляпы - креативность: обдумать альтернативные способы достижения результата, любые фантастические идеи и варианты;

  • Роль синей шляпы - модерация процесса обсуждения, направление участников и фиксация результатов.

"6 шляп" в бизнес-планировании

Каким образом можно применить данный метод при разработке бизнес-плана? Например, при разработке стратегии, подготовке бизнес-модели, анализе критических факторов успеха.
Как следует из названия, использовать метод 6 шляп могут от 1 до 6 человек. В первом случае - поочередно "надевая" все шляпы на себя, при большем количестве - уменьшая число шляп. Однако полезно также "меняться шляпами" при обсуждении. Например - человек, отвечающий в "желтой шляпе" за описание позитивных сторон проекта (силы и возморжности) затем "надевает" черную и обдумывает негативные стороны (слабости и угрозы).
В идеальном варианте участников должно быть шестеро и они периодически "меняют шляпы".

Функции "шляп мышления" в процессе дискуссии

Цвет шляпы

Функции шляпы

Примеры вопросов, задаваемых в шляпе

Белая шляпа

  • Данные и информация;

  • Фиксация всех мнений, даже если они противоречат друг другу;

  • Оценка актуальности информации;

  • Оценка точности информации;

  • Отделение фактов от вымысла.


  • Какая информация у нас есть?

  • Какую информацию нам надо найти?

  • Где найти информацию?

Красная шляпа

  • Описать свои  чувства и эмоции

  • «Нутром чую», интуиция

  • «Разбор полетов» после того, как решение принято

  • Не надо объяснять свои чувства, просто сказать о них

Ограничение по времени: 30 секунд на все

  • Что вы чувствуете по поводу этой идеи?  

  • Какие у вас ощущения?

  • Что подсказывает вам интуиция?

Черная шляпа

  • Существующие и вероятные слабости, угрозы и негативные последствия;

  • Сформулировать все отрицательные факторы;

  • Осторожная оценка ситуации с учетом всех допущений

Проведение анализа «в  черной шляпе» сразу после использования желтой шляпы – мощный инструмент оценки планов.
Анализ «в черной шляпе» перед генерацией идей «в зелено
й шляпе» повышает эффективность решения проблем и разработки планов.

  • Какие могут быть трудности при реализации этой идеи?

  • Вы полагаете, это правда?  

  • В чем тут ошибка?  

  • Какие могут возникнуть риски?

  • В чем следует проявлять осторожность?

  • Вы уверены, что это сработает?

Желтая шляпа

  • Положительный образ мышления;

  • Сформулировать преимущества идеи;

  • Принимать любые предложения, даже если они не кажутся очень важными.

  • Почему это стоит сделать?

  • Как это нам поможет?

  • Почему это можно сделать?

  • Какая польза будет от этого?  

  • Почему это сработает?

Зеленая шляпа

  • Новые идеи и альтернативные решения;

  • Модификация  существующих идей;

  • Предложение новых направлений ;

  • Положительные факторы ;

  • Причины, по которым новые  идеи будут работать.

  • Что еще мы  могли бы сделать?

  • Какие дополнительные возможности мы могли бы использовать?

  • Каким еще способом можно решить эту проблему?

  • Что позволит нам преодолеть эти препятствия?

Синяя шляпа

  • Модерация общего хода обсуждения;

  • Управление процессом мышления;

  • Получение наилучших результатов от всех участников;

  • Роль посредника в обсуждении;

  • Фокусировка и перефокусировка мыслительного процесса.

Роль синей шляпы особенно важна во время трех ключевых этапов  процесса: в начале, чтобы определить фокус обсуждения, в середине, чтобы напомнить всем  о его цели  и в конце, чтобы обобщить результаты.

  • Что надо обдумать?

  • Каков следующий шаг надо сделать?

  • Какое резюме обсуждения можно сделать на данный момент?

  • Каково решение?

  • К какому результату мы пришли?

  • Что мы уже обдумали?


Адрес:
129075 Москва
ул. Аргуновская дом 2 стр. 1
офис 1218
Тел:
+7 499 653 65 16
+7 495 615 42 01 доб. 1218
Бесплатно из любой точки
России:
8 800 333 47 29
Важные ссылки:
Назад к содержимому | Назад к главному меню