Как самому написать бизнес-план? - Результативные бизнес-планы

ЭКСПЕРТЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ
Перейти к контенту
Статьи > Состав бизнес-плана
Как написать бизнес-план самому?
Определение

Бизнес-план - это формализованный документ, содержащий набор целей бизнеса, пояснения - почему эти цели являются достижимыми, и план  их достижения.
Бизнес-план
также содержит расчет финансовых результатов, которые будут получены при достижении этих целей и справочную информацию об организации и команде, которая  пытается их достигнуть.

Основные моменты бизнес-плана

Два важных замечания
  1. Бизнес-план – это не курсовая работа, хотя внешне они похожи. Но, цель курсовой работы – показать ваши знания, чтобы их могли оценить. А цель бизнес-плана – уговорить кого-то рискнуть и дать вам денег. То есть, убедить читателя, что все у вас получится. Поэтому в бизнес-план включается только нужная для этой цели информация.
  2. Читателю бизнес-плана не платят денег за то, что он его читает. Поэтому, наполнять его методом копирования текстов из интернета не стоит ни в коем случае. Иначе бизнес-план полетит в мусорную корзину. Если вы используете информацию из интернета, то она должна быть переработана так, чтобы выглядела как ваше изложение и она должна быть ЗАЧЕМ-ТО нужна

Действия по шагам

самостоятельное написание реального бизнес-плана
Шаг 1 Проведение исследований

Первый шаг в разработке любого бизнес-плана: провести исследование. Если компания хочет быть успешной, владельцам необходимо обладать максимально возможными знаниями о бизнесе прежде чем стартовать.  Три области, которые любой предприниматель обязан изучить: ситуация в отрасли, конкуренция и рынок.
Анализ отрасли – это «снимок» ситуации в настоящее время.  Он позволяет предпринимателю понять, как воздействуют на отрасль разные факторы: политические, экономические, экологические.
Создатели бизнеса получают  при этом
информацию о том, какие существуют возможности и угрозы для их дела и каким образом  создать для компании конкурентные преимущества на рынке.

Изучение того, что делают ваши потенциальные конкуренты также очень важно. Раздел «анализ конкурентов» в бизнес-плане должен содержать оценку отличий  между компанией и конкурентами и   способы выяснения причин того, чем эти отличия вызваны.
После изучения отрасли и конкурентов, надо провести анализ рынка. Анализ рынка выполняется для того, чтобы оценить привлекательность разных рынков и выявить возможности и угрозы и их связь с сильными и слабыми сторонами планируемого бизнеса. A этом разделе вы фокусируетесь на целевом рынке и людях, которым вы собираетесь продавать продукты или услуги.  

Шаг 2 Подготовить план маркетинга

После того, как вы проведете исследования, надо принять решение, как вы будете осуществлять маркетинг своего продукта.  В первую очередь надо определить, что компания продает. Для этого надо подготовить детальное ОПИСАНИЕ ПРОДУКТА. Этот раздел анализирует свойства вашего продукта и содержит формулировку Уникального Торгового Предложения.   
Следующий шаг – формулировка Миссии, Определение Целей и Ценностей.  Этот раздел содержит описание того, как компания видит себя и показывает инвесторам, каких целей вы планируете достигнуть и каким способом вы это сделаете.
После того, как вы определите свои продукт и ценности, вы сможете перейти к разработке плана маркетинга. План маркетинга содержит  прогноз продаж, маркетинговые цели, ваше место на рынке и многое другое. Цель этого раздела – представить перечень реальных действий, которые вы предпримете чтобы достигнуть желаемого уровня продаж.

Шаг 3 Создание компании

Разработать  правильную структуру компании также важно, как определить цели в области продаж. Если в вашей компании есть слабости, их надо немедленно выявить и устранить. Правильный Операционный План сможет обеспечить вам долговременный успех. Операционный План покажет инвесторам, как вы собираетесь вывести свой продукт на рынок. Речь идет и о том, как вы будете производить/создавать его, так и о том, как вы дотянетесь до своих целевых покупателей.
Раздел, посвященный команде проекта  описывает, каким образом ее навыки и опыт позволят вам построить этот бизнес. В данный раздел также следует включить описание того, как будет отбираться, обучаться и оцениваться персонал.  А также – какие услуги сторонних организаций потребуются и кто их будет оказывать.
Финансовая модель потребуется для того, чтобы понять, как ваш бизнес будет работать с финансовой точки зрения. В ее основе будут лежать  принятые вами допущения и выбранная бизнес-модель.
Стандартно финансовые отчеты готовят в масштабе «помесячно» для первого года, далее по годам. В состав отчетов необходимо включить описание исходных данных, таких как стартовые расходы, допущения, макроэкономические показатели, маркетинговые и операционные расходы, cash flow и прогноз прибылей-убытков.
После того, как вы все закончите, вы пишете Резюме бизнес-плана.
Резюме включается в состав бизнес-плана, а также готовится отдельно, для удобства инвестора.  В среднем, подготовка полноценного бизнес-плана должна занять у вас около 100  человеко-часов  рабочего времени, хотя есть возможность значительно сократить время.

Как начать разработку бизнес-плана?

Выше мы дали глобальные рекомендации о том, как следует обдумывать бизнес. Теперь рассмотрим техническую сторону вопроса - как собственно писать бизнес-план. Один из используемых нами подходов такой: сначала готовится презентация, отвечающая на 10 главных вопросов. Презентация уже есть - уже можно что-то показать. Она будет основой для дальнейшей разработки.

Финансовый раздел бизнес-плана

Затем проводим финансовые расчеты. Для этого сводим воедино все ранее полученные данные - стоимость материалов и комплектующих, постоянные издержки, штатное расписание, расходы на услуги сторонних организаций, полновый объем продаж в штуках, цены и т.д. и строим финансовую модель. Если под рукой ничего другого  нет - то в excel. У нас на сайте есть несколько таких моделей.
Когда расчеты готовы -  описываем их. Поясняем, откуда взяли исходные данные, что получили и какой из всего этого можно сделать вывод.  Затем добавляем в документ текст из презентации, расширяем и дополняем его результатами проведенных исследований, перечитываем, проверяем - насколько он получился связным.
В самом конце пишем резюме бизнес-плана, форматируем его  и вставляем оглавление и титульный лист.
Именно этот вариант предоставляют инвестору для анализа, и на его основании он принимает решение о финансировании проекта. Объем бизнес-плана составляет примерно 20-25 страниц.

Какой бизнес-план вам нужен?

Полный бизнес-план
Полномасштабный бизнес-план особенно
важен, когда вы начинаете новый бизнес. Такой бизнес-план также нужен, чтобы убедить потенциальных партнеров или инвесторов в перспективности какого-то проекта. Вы преуспеете в привлечении средств, если бизнес-план будет содержать ответы на все  вопросы, которые могут у них возникнуть.  
Полный бизнес-план состоит из:
Титульного листа, Резюме проекта; Содержания; Постановки решаемой задачи; Описания сути бизнеса; Конкретизации целей бизнеса, которых планируется достигнуть; Достигнутых на момент разработки бизнес-плана результатов; Плана маркетинга; Тенденций рынка; Инвестиционного плана; Прогноза продаж; Прогноза прибылей-убытков; Прогноза Cash Flow; Анализа рисков;
Описания команды проекта; Методов поиска сотрудников и критериев отбора; Описания должностных обязанностей; Плана персонала; Бэкграунда инициатора проекта; Приложений; Документов, подтверждающих основные тезисы бизнес-плана.
Быстрый бизнес-план (готовится за один день)
Если вы разбираетесь в своем бизнесе и разбираетесь в финансовых расчетах, вы вполне можете составить бизнес-план за один день.
Это будет неплохой документ, содержащий вашу оценку ситуации. Но имейте в виду, что "быстрый бизнес-план" – это сокращенная версия.  Он не убедит ни вас, ни инвесторов в том, что бизнес будет работать.
Быстрый бизнес-план состоит из:
Титульного листа, Резюме проекта; Содержания; Постановки решаемой задачи; Описания сути бизнеса; Достигнутых на момент разработки бизнес-плана результатов; Инвестиционного плана; Прогноза прибылей-убытков; Прогноза Cash Flow; Приложений; Документов, подтверждающих основные тезисы бизнес-плана.

Вы можете представить быстрый бизнес-план на одном листе, в основном - для продвижения своей идеи.

«Целевой» бизнес-план
Начните с краткого бизнес-плана и добавляйте в него элементы полного до тех пор, пока он не станет отвечать вашим целям. При решении, что включить и что исключить из бизнес-плана следует задавать себе вопросы: - Какие утверждения  наиболее убедительны? – Что хотят видеть в бизнес-плане те, кто будет его читать?

как самостоятельно разработать бизнес-план

Составление подробного бизнес-плана. Его готовят после того, как проект одобрен инвесторами. По сути это тот же полный бизнес-план, только с более проработанными деталями. Детальный бизнес-план разрабатывается на год и ежемесячно корректируется. Например, на основании подписанного контракта с поставщиком оборудования фиксируются точные сроки оплаты, начало поставки, установки, пусконаладки оборудования, выхода на запланированные мощности.
Составление полного бизнес-плана обычно осуществляется только после согласования предварительного бизнес-плана с потенциальным инвестором, а разработка детального бизнес-плана начинается только тогда, когда инвестор принял решение о финансировании Вашего проекта.
Обратите внимание: чтобы инвестору было легче ориентироваться в Вашем бизнес-плане, он должен быть четко структурирован и содержать определенные разделы
. При этом Вы можете включить в документ и другие разделы, в зависимости от целей, которые в нем ставятся. Допустим, большую часть будущего товара Вы предполагаете продавать с длительной отсрочкой платежа. Тогда в бизнес-план нужно включить раздел, описывающий схему таких продаж, а также анализ источников, за счет которых Вы будете предоставлять подобные кредиты.

Полезные советы по разработке бизнес-планов

1.  На этапе разработки предварительного бизнес-плана не стоит наводнять его детальными цифрами, сроками и другими данными — все эти показатели за время рассмотрения проекта и принятия решения могут измениться. Документ должен быть кратким и четким.
2. Помните, что бизнес-план — это всего лишь форма ознакомления инвесторов с Вашим проектом и его экономическими показателями, он не может быть точнее данных, на основании которых производились расчеты.
3.  Все финансовые расчеты желательно упростить, они должны быть максимально понятны инвестору. Желательно приводить их в виде Project Expert, чтобы была возможность познакомиться с алгоритмом расчета.
4. Некоторые российские банки любят, чтобы инвестиционные проекты предоставлялись им для оценки в определенной форме, с расчетом набора заумных коэффициентов и показателей. Project Expert
есть почти во всех банках, и он прекрасно справляется с данной задачей. Но в любом случае у банка, в котором Вы планируете получить средства, необходимо уточнить методику расчета требуемых показателей.
5.  Не указывайте в бизнес-плане непроверенные данные или информацию, в которой Вы сомневаетесь. Это может негативно отразиться на переговорах с инвестором. Сейчас в банках работают квалифицированные специалисты, хорошо разбирающиеся в специфике отдельных отраслей.

Цели подготовки бизнес-плана

1. Разработка бизнес-плана при создании нового бизнеса
Учредитель или СЕО создаваемого предприятия анализирует экономическую обоснованность идеи, оценивают возможность ее воплощения, целесообразность планируемой организационной формы. Написание бизнес плана стартапа — это нечто вроде первой обкатки бизнеса, позволяющей избежать существенных проблем и ошибок, которые иногда возникают уже на начальном этапе работы компании. Одновременно, разработанный бизнес план является основой для первых контактов с банками, лизинговыми компаниями, а и также с различными потенциальными инвесторами.
Профессиональная разработка бизнес-плана — это обязательное условие успешного стартапа.
2. Одна из главных целей, для который бизнес-план разрабатывается - привлечение инвесторов
До принятия решения об
инвестировании в проект или о его кредитовании, (то есть до принятия на себя части предпринимательских рисков проекта, инвесторы всесторонне изучают объект вложений. Профессиональные участники финансового рынка, инвесторы или нанятые ими аудиторы осуществляют тщательный анализ внутренней и внешней среды компании и перспектив развития бизнеса. Для проведения соответствующего анализа им требуется профессионально разработанный бизнес план, содержащий логичные причинно-следственные связи.
3. Составление бизнес-плана при слиянии компаний
Иногда предприятия, сотрудничающие на рынке принимают решение о слиянии.
Подготовку бизнес-плана слияния в этом случае поручают нашей компании, а после этого его утверждают владельцы объединяемых бизнесов.
4. Покупка или продажа компании или ее реорганизация
Бизнес-план требуется для оценки гудвила, а также для определения рыночной
цены компании или выделяемых для продажи подразделений в качестве самостоятельных компаний.
5.
Кредитование компании, передача имущества в лизинг, организация проектного финансирования.
В настоящее время практически все кредитно-финансовые организации не ограничиваются анализом бухгалтерской отчетности, а просят представить им полноценный бизнес план. Разработать такой бизнес-план надо не только чтобы банки смогли составить представление об ожидаемой успешности проекта. Способность составить внятный бизнес-план служит сама по себе дополнительным доводом в пользу кредитоспособности заемщика.
6. Привлечение крупных клиентов
Для того, чтобы установить долговременного и взаимовыгодное партнерство, необходимо убедить крупного клиента, что компания сможет выполнить задачи, которые он ставит перед ней. Такие клиенты требуют
бизнес-план, в процессе составления которого нужно показать им то, что их интересует: какой объем продаж вы сможете обеспечить, сколько денег сможете потратить на рекламу, какова ваша концепция достижения успеха, какими силами вы располагаете.
Разработка такого бизнес-плана в настоящее время стала стандартным действием при подготовке пакета документов для заключения договора.


Если есть вопросы - можем обсудить их здесь
Адрес:
129075 Москва
ул. Аргуновская дом 2 стр. 1
офис 1218
Тел:
+7 499 653 65 16
+7 495 615 42 01 доб. 1218
Бесплатно из любой точки
России:
8 800 333 47 29
Важные ссылки:
Назад к содержимому