Бизнес-план порта

Бизнес-план Реконструкции морского грузового терминала в г. Беломорск, Республика Карелия Москва, 2019 г.

Бизнес-план реконструкции морского грузового терминала в г. Беломорск, Республика Карелия

Оглавление РЕЗЮМЕ ПРОЕКТА......................................................................................................8 Введение.........................................................................................................................8 Объемдоступногорынка............................................................................................10 Потенциальная грузовая база..................................................................................10 База перевалки угля.................................................................................................10 База перевалки ЖРС.................................................................................................10 Основные прогнозы проекта.....................................................................................11 Структура финансирования......................................................................................11 ИНФОРМАЦИЯОБОБЪЕКТЕ ИНВЕСТИЦИЙ...................................................12 Беломорский ЛДК.......................................................................................................12 Беломорский рыбный порт.......................................................................................12 ГРУЗОВАЯ БАЗА ПОРТА..........................................................................................13 Мировое производство угля......................................................................................13 Мировой экспорт угля................................................................................................15 Добыча угля в России..................................................................................................16 Прогнозы роста экспорт угля....................................................................................17 Производство и экспорт железорудного сырья.....................................................18 ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ ПОРТОВ...........................................................21 Экспорт железнодорожным транспортом..............................................................21 Морские угольные терминалы..................................................................................21 Терминалы по перевалке ЖРС..................................................................................23 Экологические проблемы перевалки угля..............................................................24 Добыча и экспорт угля в Казахстане.........................................................................26 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ БМГТ ..................................................................27 Перевалка угля..........................................................................................................27 Перевалка ЖРС.........................................................................................................28 СОЗДАВАЕМЫЕ ТЕРМИНАЛЫ..............................................................................30 Угольный терминал....................................................................................................30 Компоновка терминала на территории...................................................................31 Терминал ЖРС..............................................................................................................32 РАБОТЫПОДНОУГЛУБЛЕНИЮ...........................................................................33 Характеристики подоходного канала......................................................................33 Параметры максимального расчета судна..............................................................33 ООО "ЭКСПЕРТЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ"

Бизнес-план реконструкции морского грузового терминала в г. Беломорск, Республика Карелия ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЗОР................................................................................34 Вагоноразмораживающие установки......................................................................34 Толкатели................................................................................................................34 Разгрузка вагонов.......................................................................................................35 Дробильно-фрезерные машины..............................................................................35 Магнитная очистка.....................................................................................................35 Система обеспыливания (аспирация)......................................................................35 Система ленточных конвейеров...............................................................................35 Угольный склад............................................................................................................35 Конвейерныелинии....................................................................................................36 СкладСУГ.......................................................................................................................37 ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПЛАН...................................................................................38 Расчет потребности в финансировании..................................................................43 ОПЕРАЦИОННЫЙ ПЛАН.........................................................................................44 Допущения по расчетам.............................................................................................44 Структура доходов......................................................................................................44 Расходная часть...........................................................................................................45 Прямые издержки.....................................................................................................45 Затраты на заработную плату.................................................................................47 Общие издержки.......................................................................................................48 ФИНАНСОВЫЙПЛАН...............................................................................................50 Общая оценка привлекательности проекта............................................................50 Эффективность инвестиций...................................................................................50 Анализ чувствительности проекта.........................................................................51 ВЫВОДЫ............................................................................................................................52 Общее мнение..............................................................................................................52 Заключение.......................................................................................................52 ТАБЛИЦЫ РАСЧЕТОВ...............................................................................................53

Список таблиц Таблица 1. Основные прогнозыпроекта.....................................................................11 Таблица 2. Структурафинансирования......................................................................11 Таблица 3. Экспорт окатышей в 2018 году..................................................................20 Таблица 4. Пропускная способность терминалов Балтийского бассейна.............22 Таблица 5. Пропускная способность терминалов Прибалтики.............................22 Таблица 6. Пропускная способность терминалов Черноморского бассейна......22 Таблица 7. Пропускная способность терминалов Дальневосточного.................22 Таблица 8. Грузооборот по ЖРС в морских терминалах.......................................23 Таблица 9. Стоимость перевозки угля до морских терминалов.........................27 Таблица 10. Стоимость перевозки ЖРС до морских терминалов..........................29 Таблица 11. Затраты на станцию разгрузки вагонов.............................................38 Таблица 12. Затраты на размораживатели...............................................................39 Таблица 13. Затраты на железнодорожные пути....................................................39 Таблица 14. Затраты на транспортное оборудование...........................................39 Таблица 15. Затраты на склад СУГ..............................................................................39 Таблица 16. Затраты на перевалку ЖРС....................................................................40 Таблица 17. Прочие капитальные затраты...............................................................40 Таблица 18. Структура финансирования проекта...................................................43 Таблица 19. Налогообложение проекта....................................................................44 Таблица 20. Объем продаж..........................................................................................44 Таблица 21. Цены продуктов.......................................................................................45 Таблица 22. Энергопотребление оборудования......................................................46 Таблица 23. Энергопотребление оборудования (уголь).........................................47 Таблица 24. Штатное расписание проекта................................................................47 Таблица 25. Расчет затрат на электричество (уголь)...............................................48 Таблица 26. Расчет затрат на подведенную мощность (ЖРС)................................48 Таблица 27. Показатели эффективности инвестиций.............................................50 Таблица 28. Отчет о движении денежных средств, млн. руб...................................53 Таблица 29. Отчет о прибылях и убытках, млн. руб..................................................54 ООО "ЭКСПЕРТЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ"

6 Бизнес-план реконструкции морского грузового терминала в г. Беломорск, Республика Карелия Список рисунков Рисунок 1. Объект инвестиций......................................................................................9 Рисунок 2. Границы акватории создаваемого порта................................................10 Рисунок 3. Крупнейшие страны-производители угля.............................................13 Рисунок 4. Мировая добыча угля................................................................................14 Рисунок 5. Прогноз мирового топливно-энергетического баланса)....................14 Рисунок 6. Мировой экспорт угля..............................................................................15 Рисунок 7. Динамика добычи угля в России по данным ЦДУ ТЭК......................16 Рисунок 8. Динамика экспорта угля по данным ЦДУ ТЭК...................................16 Рисунок 9. Прогноз динамики потребления угля по странам...........................17 Рисунок 10. Динамика производстваЖРС в России..................................................18 Рисунок 11. Динамика экспорта ЖРС..........................................................................18 Рисунок 12. Структура экспорта российского ЖРС..................................................19 Рисунок 13. Направления экспорта ЖРС...................................................................19 Рисунок 14. Увеличение мощностей угольных терминалов к 2030 году.............23 Рисунок 15. Сценарии экологических ограничений на перевалку угля..............25 Рисунок 16. Прогноз регуляторного воздействия на угольные терминалы.......25 Рисунок 17. Стоимость перевозки одной тонны угля до терминалов.................28 Рисунок 18. Техпроцесс перевалки угля....................................................................30 Рисунок 19. Компоновка терминала..........................................................................31 Рисунок 20. Компоновка причальной площадки....................................................31 Рисунок 21. Расположение станции разгрузки вагонов........................................31 Рисунок 22. Станция разгрузки вагонов с двумя ВРУ............................................34 Рисунок 23. Маневровый толкатель..........................................................................34 Рисунок 24. Вагоноопрокидыватель ВРС-75............................................................35 Рисунок 25. Дробильно-фрезерная машина АДР-6290Т.........................................35 Рисунок 26. Склад накопления и хранения..............................................................36 Рисунок 27. Кратцер-кран............................................................................................36 Рисунок 28. Крытые галереи ленточных конвейеров.............................................36 Рисунок 29. Склад СУГ "СИНТЭК"................................................................................37 Рисунок 30. График финансирования проекта........................................................40 Рисунок 31. Структура инвестиционных затрат......................................................41 Рисунок 32. График реализации инвестиционного этапа.....................................42 Рисунок 33. Определение потребности в финансировании.................................43 Рисунок 34. Поступления от продаж по годам........................................................45 Рисунок 35. Прямые издержки на перевалку угля..................................................46 Рисунок 36. Прямые издержки на перевалку ЖРС..................................................47 Рисунок 37. Затраты на персонал по годам.............................................................48 Рисунок 38. Затраты на общие издержки по годам...............................................49 Рисунок 39. График окупаемости проекта, млн. руб..............................................50 Рисунок 40. Прибыль проекта по годам....................................................................51 Рисунок 41. Анализ чувствительности проекта.......................................................51

7 Глоссарий Дедвейт (полная грузоподъемность) – это общий вес перевозимого груза, а также запасов топлива, котельной воды, масла, экипажа с багажом, запасов всей воды и балласта, т.е. дедвейт - сумма всех переменных грузов. Величина дедвейта для каждого судна является постоянной и определяется общим весом переменных грузов, принятых на судно по расчетнуюосадку (DWT). Морской терминал – совокупность объектов инфраструктуры морского порта, технологически связанных между собой и предназначенных и (или) используемых для осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, обслуживания судов, иных транспортных средств и (или) обслуживания пассажиров Перевалка груза – транспортный технологический процесс, заключающийся в перемещении груза с одного транспортного средства на другой, например, при перевозке грузов в смешанных сообщениях, то есть с участием нескольких видов транспорта. Причальный фронт — участок береговой линии, оборудованный устройствами для швартовки и стоянки судов. Пропускная способность порта –наибольшее количество грузов определенной категории, которое порт может погрузить на суда и выгрузить в течение года при определенный продолжительности навигации, заданных нормах производительности труда и прогрессивной технологии перегрузочных работ. Стивидор (от англ. stevedore) - 1) наименование специализированных организаций и фирм, осуществляющих погрузку и выгрузку судов; 2) представитель стивидорной организации или фирмы, осуществляющий непосредственный контроль за погрузкой и разгрузкой судов. НТУ - наинизший теоретический уровень моря. ООО "ЭКСПЕРТЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ"

8 Резюме проекта Российские отрасли, производящие уголь и железорудное сырье (ЖРС) являются конкурентоспособными в мировых масштабах, в связи с чем экспорт их продукции растет быстрыми темпами и будет продолжать расти ближайшие 10 лет. При этом основной объем экспорта осуществляется через морские грузовые терминалы, загруженность которых на сегодня близка к 100% мощности, а на ряде терминалов – превосходит ее. В то же время, около 45% существующих угольных терминалов работают в пределах 500-метровой санитарной зоны и, скорее всего, будут перепрофилироваться из-за принимаемых регуляторных норм. Экспорт ЖРС настолько превосходит пропускную способность российских портов, что значительные его потоки идут через порты Украины и Финляндии. Такое положение дел создает окно возможностей для выхода на рынок новых специализированных угольных терминалов, которые смогут занять свое место на рынке. Бизнес-план реконструкции морского грузового терминала в г. Беломорск, Республика Карелия Введение

9 Настоящий бизнес-план описывает проект создания на базе существующих в г. Беломорск рыбного порта и грузового причала и территории, на которых ранее располагался Беломорский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат, глубоководных грузовых терминало для перевалки угля и ЖРС на экспорт. В настоящее время причалы ЛДК и Рыбного порта находятся в состоянии консервации и не используются по назначению. В то
же время, их расположение и технические параметры позволяют в короткие сроки провести реконструкцию и начать принимать суда более 60 DWT. Проектная мощность первой очереди создаваемого портового комплекса составит 9 миллионов тонн угля и 3 миллиона тонн ЖРС в год. Перевалка ЖРС на первом этапе ограничена потенциально доступным объемом окатышей, однако железнодорожный фронт рассчитан на перевалку значительно больших объемов, а пропускная способность систем складирования и транспортировки может быть быстро расширена при появлении дополнительных объемов перевалки. Перевалка ЖРС на первом этапе ограничена потенциально доступным объемом окатышей, однако ж/д фронт рассчитан на перевалку значительно больших объемов, а пропускная способность систем складирования и транспортировки может быть быстро расширена при появлении дополнительных объемов перевалки. Размещение портовых объектов представлено на Рисунке 1: Рисунок 1. Объект инвестиций Угольный морской фронт Угольный терминал Терминал ЖРС Морской фронт ЖРС Зона работ по дноуглубления Причал 2-ой очереди Беломорский ЛДК Беломорский рыбный порт ООО "ЭКСПЕРТЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ"

10 В своей работе порт рассматривает в качестве клиентской базы следующие группы предприятий: База перевалки угля 1. Угледобывающие предприятия Кузбасса, в первую очередь – среднего размера, не входящие в промышленные холдинги и не имеющие возможности заключать долгосрочные договоры с существующими портами. 2. Аналогичные предприятия Казахстана, не имеющего доступа к морям и экспортирующего уголь в основном через российские порты. База перевалки ЖРС В первую очередь в качестве клиента рассматривается расположенная в Карелии "Северсталь", Костомукшский ГОК, которой использует для перевалки окатышей финский порт Коккола. Также, расчет железнодорожных тарифов показывает, что создаваемый порт буде конкурентоспособен при перевалке окатышей и прочего ЖРС производимых Качканарским ГОКом. Объем доступного рынка Бизнес-план реконструкции морского грузового терминала в г. Беломорск, Республика Карелия На территории ЛДК будет размещен терминал по перевалке угля, на территории рыбного порта – терминал по перевалке ЖРС. Рисунок 2. Границы акватории создаваемого порта По фарватеру будут выполнены работы по дноуглублению, так чтобы оба терминала могли принимать суда до 60 DWT. Вторая очередь проекта, в рамках которой будет построен причал длиной 1,6 км, соединяющий существующие на сегодня портовые территории порта, позволит увеличить перевалку угля до 15 млн. тонн в год, а также расширить номенклатуру обрабатываемых грузов1. В 2017 году объем перевалки угля в морских терминалах составил 154,4 миллионов тонн или ~80 млрд. рублей в денежном исчислении. Объем перевалки ЖРС (железорудный концентрат, окатыши, горячебрикетированное железо) составил 27,5 млн. тонн. Потенциальная грузовая база 1 Реализация второй очереди инвестиционного проекта не включена в расчеты в рамках бизнес-плана

11 Основные прогнозы проекта Таблица 1. Основные прогнозы проекта Таблица 2. Структура финансирования Структура финансирования Основные прогнозы проекта представлены в таблице 1. Структура финансирования представлена в таблице 2: ООО "ЭКСПЕРТЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ"

12 Информация об объекте инвестиций Бизнес-план реконструкции морского грузового терминала в г. Беломорск, Республика Карелия Беломорский ЛДК Объект состоит из 15 зданий/ сооружений, расположенных в центре г. Беломорска на территории площадью 48 Га. В составе объекта имеется причальная площадка со стороной 300 метров. Причальная площадка защищена волноломами и имеет открытый выход в Белое Море. В 1 км от причала находится вход/выход БеломорскоБалтийского канала. На все объекты, включая причал, у инициатора проекта имеются свидетельства о собственности. Срок владения данным объектом составляет шесть лет. На территорию заходит ж/д ветка, станция может перерабатывать до 9 миллионов тонн угля в год. Терминал подключен к электрической сети с установочной мощностью 6 мегаватт. Нахождение в центре города требует создание терминала закрытого типа, обеспечивающего аспирацию угольной пыли. Беломорский рыбный порт Беломорский рыбный порт находится в Сорокской бухте. С 1950-х гг. принадлежал Беломорской Базе Гослова рыбы, в настоящее время принадлежит ЗАО "Беломорский порт". Площадь территории порта составляет 25,9 Га, в состав имущественного комплекса входят 16 зданий и сооружений, в том числе - угольныи причал, здание радиостанции, шоссеиная дорога, северныи оградительныи мол и каботажный причал длиной 230 метров. Земельные участки, на которых расположен порт, находятся в долгосрочной аренде на 49 лет2. С 2009 г. По 2017 г. из рыбного порта осуществлялись реисы пассажирского трехпалубного катамарана «Сапфир» на Соловецкие острова. Создаваемый грузовой портовый терминал будет базироваться на двух портовых территориях – Беломорский ЛДК и Беломорский рыбный порт. 2 https://www.korabel.ru/news/comments/belomorskiy_port_k_stroitelstvu_gotov.html

13 Грузовая база порта В промышленных масштабах добычу угля в мире осуществляют более 60 стран, однако на долю представленных на диаграмме на Рисунке 3 государств приходится 90,0% объема мировой угледобычи. Кроме этих стран ни одно государство в мире сегодня не добывает более 100 млн. тонн угля в год. Россия занимает шестое место в мире по объему добычи. Мировое производство угля При этом, ряд мировых лидеров сократил объем добычи угля, в том числе США и Германия — почти на 30%, Польша — на 65%. В США уголь проиграл конкуренцию сланцевому газу, и большая часть предприятий энергетики отказалась от него. В свою очередь Польша и Германия сокращают уровень добычи угля под давлением Евросоюза. Китай, добывая больше всех угля, не только его не экспортирует, но и является крупным импортером. На сегодняшний день в мировой угольной промышленности наметилась тенденция к сокращению объемов добычи угля. В 2013 году угольная отрасль достигла своего исторического максимума — объем добытого угля в мире в указанном году составил 8270,9 млн тонн. С этого момента угольное производство начало постепенно сокращаться. В 2017 году оно составило 7727,3 млн т (–543,6 млн. тонн к уровню 2013 года, или 93,4%). Данная тенденция отмечена практически во всех регионах мира, за исключением Южной Америки и Африки. 0 1 000 2 000 3 000 4 000 Казахстан 111 Польша 127 Германия 252 ЮАР 409 Россия 461 Австралия 481 США 702 Индия 716 Китай 3 523 51,94% 10,56% 10,35% 7,09% 6,80% 6,03% 3,72% 1,87% 1,64% Производство угля, млн. тонн Рисунок 3. Крупнейшие страны-производители угля ООО "ЭКСПЕРТЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ"

14 Бизнес-план реконструкции морского грузового терминала в г. Беломорск, Республика Карелия Динамика объема угольного производства представлена на Рисунке 4. 0 2 000 4 000 6 000 8 000 10 000 2000 4 726 2005 6 103 2010 7 479 2011 7 975 2012 8 203 2013 8 271 2014 8 196 2015 7 954 2016 7 492 2017 Мировая добыча 7 727 -7% Мировая добыча угля, млн. тонн Рисунок 4. Мировая добыча угля по данным ВР Statistical Review of World Energy, июнь 2018 Однако прогнозы, сделанные экспертами на более длительный период времени, предполагают рост потребления угля в мире. Например, согласно аналитическому исследованию компании ВР «Прогноз развития мировой энергетики до 2035 года» доля угля в мировом топливно-энергетическом балансе к 2035 году составит 25% (Рис.5). Рисунок 5. Прогноз мирового топливно-энергетического баланса 0 20 40 60 80 100% 2010 33% 30% 24% 2015 33% 29% 24% 2020 32% 28% 24% 2025 31% 26% 25% 2030 30% 25% 25% 2035 30% 25% 26% Мировой топливно-энергетический баланс 6% 5% 2% 7% 5% 2% 7% 5% 4% 7% 5% 6% 7% 5% 8% 7% 5% 7% Нефть Уголь Газ ГЭС АЭС ВИЭ

15 А поскольку, согласно данному прогнозу, мировой спрос на энергоресурсы увеличится на 37%, потребление угля вырастет почти на 10%. Если сопоставить данные прогнозы и сокращение мировой добычи угля в целом ряде стран, о котором было сказано выше, то освоение этого потенциального прироста потребления достанется другим странам, в том числе – России. Следовательно, прогнозы роста экспорта угля, предусмотренные Программой Развития Угольной Промышленности РФ, выглядят вполне реалистично. Мировой экспорт угля Мировой экспорт угля начиная с 1995 года рос высокими темпами – CAGR составлял 7,2%, то есть – значительно выше средних темпов роста мировой экономики (Рис. 6). 0 500 1 000 1 500 2000 536 2005 753 2010 1 076 2011 1 132 2012 1 219 2013 1 317 2014 1 295 2015 1 204 2016 1 204 2017 Мировая добыча 1 008 CAGR -2,9% CAGR +7.2% Мировой экспорт угля, млн. тонн Рисунок 6. Мировой экспорт угля В 2017 году экспорт угольной продукции осуществляли более 80 государств, суммарный объем экспорта по всем видам углей составил 1072,2 млн. тонн угля. Общая рыночная стоимость мирового экспорта за 2017 год превысила $105 миллиардов. На сегодняшний день доля мировых поставок угля от объема его добычи относительно невелика и составляет всего около 15%. Это свидетельствует о том, что большинство добываемого угля (более 80%) используется угледобывающими странами для собственных нужд. При этом, на рисунке 6 видно, что объем мирового угольного экспорта (каменный уголь) за последние 20 лет увеличился почти в 3 раза, в то время как добыча угля в мире за указанный период увеличилась только в 1,7 раза. Таким образом, темпы роста угольного экспорта значительно опережают темпы роста добычи угля. Тем не менее, с 2013 года произошло его заметное снижение (на фоне быстрого роста экспорта из России (!). ООО "ЭКСПЕРТЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ"

16 Добыча угля в России Бизнес-план реконструкции морского грузового терминала в г. Беломорск, Республика Карелия Несмотря на мировые тенденции, производство угля в России на протяжении последних лет неуклонно возрастает. В значительной степени этому способствует спрос на российскую угольную продукцию на мировом рынке. Как можно видеть на Рисунке 7, среднегодовые темпы роста добычи угля в России составляют 3% в год, учитывая, что начиная с 2013 года, мировая добыча снижалась. Рисунок 7. Динамика добычи угля в России по данным ЦДУ ТЭК За последнее десятилетие добыча угля в стране увеличилась на 31% (с 314 до 410 млн. тонн), причём «локомотивом» этого роста были экспортные поставки, объём которых вырос на 89% (Рис.8). Доля России на мировом рынке угля выросла с 6% в 2000 г. до 14% в 2017 г. Сопоставление динамики добычи и экспорта в мире и в России свидетельствует о том, что российский уголь отличается высокой конкурентоспособностью на мировом рынке. Рисунок 8. Динамика экспорта угля по данным ЦДУ ТЭК Более того, Президент РФ сделал во время заседания Комиссии по вопросам стратегии развития ТЭК и экологической безопасности заявление о том, что в настоящее время складываются условия для дальнейшего роста экспорта угля. 0 50 100 150 200 1995 30,1 2000 43,7 2005 79,7 2010 115,6 2016 166,1 2017 181,4 CAGR +7% Экспорт угля, млн. тонн 0 100 200 300 400 500 2011 336,7 2012 354,6 2013 352,1 2014 359,0 2015 374,0 2016 386,9 2017 408,9 CAGR +3% Добыча угля, млн. тонн

17 Прогнозы роста экспорта угля В качестве ориентира дальнейшего развития угольной промышленности России можно использовать сценарий развития, представленный в «Программе развития угольной промышленности». Согласно Сценарию 2, соответствующему приведенному выше прогнозу ВР, предполагается рост к 2030 году экспорта угля на 29% относительно уровня 2017 года за счет увеличения поставок странам АзиатскоТихоокеанского региона. Похожие оценки дает Международное Энергетическое Агентство (МЭА), согласно прогнозам которого потребление угля в мире вырастет к 2035 году на 739 миллионов тон. Основной вклад в рост потребления угля приходится на Индию и страны Юго-Восточной Азии (Рис. 9). -1 000 -500 0 500 1 000 США -208 ЕС -249 Прочие -130 Индия 805 Ю-В. Азия 301 Африка 120 Прочие 100 Итого 739 Прогнозная динамика потребления угля по регионам мир, млн. т у.т Рисунок 9. Прогноз динамики потребления угля по странам Источник:: данные МЭА, Минэнерго Таким образом, на период планирования настоящего бизнесплана экспорт угля в мире и в России будет возрастать, создавая место для новых МОЩНОСТЕЙ ПО ПЕРЕВАЛКЕ. ООО "ЭКСПЕРТЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ"

18 Производство и экспорт железорудного сырья Бизнес-план реконструкции морского грузового терминала в г. Беломорск, Республика Карелия Железорудное сырье (ЖРС) подразделяется на подготовленное или агломерированное (агломерат, окатыши) и неподготовленное или неагломерированное (железорудный концентрат, доменная руда и аглоруда). Ежегодно в России производится порядка 100 млн тонн железорудного сырья (ЖРС) различной степени подготовки (Рис. 10)3. 0 25 50 75 100 125 2013 102,4 2014 101,7 2015 101,0 2016 101,3 2017 93,4 2018 94,4 Динамика производства ЖРС в России, млн. тонн Рисунок 10. Динамика производства ЖРС в России В 2017 году производство ЖРС состояло из 57% железорудного концентрата, 33% окатышей, 5% агломерата и 5% аглоруды. В целом на протяжении нескольких последних лет объемы этого производства в стране остаются относительно стабильными, немного снизившись в 2017-2018 годах. Избыточные мощности отдельных предприятий в составе металлургических холдингов позволяют не только обеспечивать сырьем собственное производство, но и осуществлять экспортные поставки ЖРС. Объем экспорта железорудного сырья составляет 20-25% от его производства (Рис. 11). Как можно видеть на графике, объем экспорта в 2017 и 2018 годах вырос по сравнению с 2016, при том, что объем производства снизился4. Рисунок 11. Динамика экспорта ЖРС 0 10 20 30 2013 25,7 2014 23,0 2015 21,3 2016 18,4 2017 21,1 2018 19,3 Экспорт ЖРС, млн. тонн 3 Источник: Росстат, "Производство, отгрузка и остатки важнейших видов продукции по установленной номенклатуре" 4 Источник: База таможенной статистики RuStat

19 Структура экспорта ЖРС по странам представлена на диаграмме на Рисунке 12 ниже5: Прочие, 11% Япония, 3% ОАЭ, 3% Англия, 3% Египет, 4% Франция, 4% Финляндия, 6% Германия, 7% Турция, 8% Словакия, 9% Китай, 14% Украина, 29% Рисунок 12. Структура экспорта российского ЖРС При этом, в России практически не существует специализированных терминалов по перевалке ЖРС, при том, что потребность в них достаточно велика. Российскую горнорудную отрасль отличает высокая степень концентрации производства – более 70% продукции производится пятью крупнейшими ГОКами страны. При этом на долю четырех комбинатов Курской магнитной аномалии (КМА) – Лебединского, Михайловского, Стойленского и «КМАруда» – приходится 54% производимого в стране товарного ЖРС. Традиционные направления экспорта ЖРС основными производителями представлены на Рисунке 13. Как можно видеть, около 40% объема экспорта ЖРС осуществляется по железной дороге (Украина, Словакия, Финляндия, Польша). При этом, значительная часть экспорта по железным дорогам на Украину и весь экспорт в Финляндию являются транзитными и отгружаются морем через порты этих стран. Рисунок 13. Направления экспорта ЖРС 5 Источник: База таможенной статистики Ru-Stat ООО "ЭКСПЕРТЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ"

20 Как можно видеть, ГОКи, расположенные в районе КМА, экспортируют свою продукцию по железной дороге либо через порты Прибалтики и Украины. Костомукшский ГОК экспортирует свою продукцию через финский порт Коккола (по оценке ресурса Morproekt.ru – 2 млн. тонн в год). В Таблице 3 представлены данные об экспорте железорудных окатышей в 2018 году6. Таблица 3. Экпорт окатышей в 2018 Данные показывают, что потенциал взаимодействия с «Карельским окатышем» и Качканарским ГОКом позволит при его реализации переваливать около 5 млн. тонн окатышей. 6 Источник: портал UAPROM.INFO Бизнес-план реконструкции морского грузового терминала в г. Беломорск, Республика Карелия

RkJQdWJsaXNoZXIy MTc0MzY4Mg==