В большинстве случаев при обращении компании за кредитом в банк требуется
бизнес план. На тему бизнес планирования написано множество книг, статей,
всяческих инструктивных и методических материалов, но несмотря на это, банки и
инвесторы из года в год наблюдают похожие ошибки в подготовке бизнес планов.
Более того, нередко случаются достаточно забавные ситуации, когда один и тот же
бизнес план, в котором меняется только название предприятия инициатора проекта,
приносят
на
рассмотрение
по
несколько
раз.
Как следствие, бизнес потенциального заемщика может остаться без
финансирования, а деловые отношения с банком или инвестором могут испортиться,
так как с позиции кредиторов некачественный и неграмотный бизнес план
свидетельствует об отсутствии опыта и невозможности реализовать свой проект.
Конечно, сотрудники банка могут выступить в роли консультанта и подсказать, как
лучше сделать, но это касается корректировки отдельных моментов. В целом
качественный анализ ситуации изначально должен исходить от бизнесмена.
Попробуем дать некоторые советы для среднего и малого бизнеса о том, как избежать
типичных ошибок, чтобы бизнес план из важного документа автоматически не
превратился в макулатуру.
Не относитесь к бизнес плану как к формальности
Нередко инициаторы финансирования почему то думают, что бизнес план — это
полная формальность. Якобы можно скачать из интернета какой то образец,
«типовой бизнес план», заменить в нем название предприятия и предоставить в
таком виде финансирующей стороне. Это ошибка. Потому что бизнес план — это
документ, отображающий видение инициатором процесса становления его бизнеса,
его «дорожная карта». Инициатору необходимо представить свою позицию
относительно развития бизнеса и потому следует активно участвовать в его
разработке.
В контексте вышеописанного часто наблюдаются две крайности: когда разработкой
бизнес плана занимаются только сотрудники предприятия, которое инициирует
финансирование, или это поручено только работникам специализированных
компаний по разработке бизнес планов. В первом случае сам документ зачастую
имеет множество ошибок, о которых более детально поговорим далее. При другой
крайности документ, как правило, не содержит грубых ошибок и просчетов (если
квалификация разработчиков достаточная), но если вы не заказали бизнес план в
МАСТЕРПЛАНС, то часто такие бизнес планы очень далеки от истины и потому не
воплощаются в жизнь. Дело в том, что видение сторонним разработчиком бизнес
плана (даже самым квалифицированным) не всегда совпадает с реальными
условиями ведения бизнеса, в которых работает инициатор проекта. А именно знание
и отображение этих моментов в бизнес плане являются одними из
основополагающих элементов бизнес планирования.
И еще следует помнить, что не бывает «типовых бизнес планов», так же как не
встречается одинаковых людей и ситуаций. Зачастую два магазина, которые торгуют
одинаковым ассортиментом и находятся на расстоянии 200 метров друг от друга,
имеют абсолютно противоположные показатели деятельности. Что уж говорить о
1 3,4