целых производствах, которые, по мнению создателей «типовых бизнес планов»,
могут с одинаковой эффективностью существовать в разных городах.
Не стоит неосмысленно составлять бизнес план по
книгам, учебникам и методическим указаниям
Все без исключения действующие и всемирно известные методики бизнес
планирования, как, например, методики Европейского банка реконструкции и
развития и UNIDO, носят рекомендационный характер и позволяют делать
отклонения с целью более правильного описания ситуации. Не говоря уже о книгах и
учебниках по бизнес планированию, в которых изложена сугубо авторская позиция. К
сожалению, на отечественном рынке очень много зарубежной литературы по бизнес
планированию, переведенной на русский язык, но не адаптированной к нашим
условиям. Даже если книга написана русским автором, в ней нередко берутся за
основу те же неадаптированные труды зарубежных финансистов. Весьма странно, что
люди, изучающие бизнес планирование, больше доверяют зарубежным авторам, не
задумаюсь о том, что деловая, правовая и макроэкономическая среда Лондона или
Нью Йорка сильно отличается от Москвы и тем более российских регионов. Поэтому
беря за основу труды или методологии зарубежных авторов, не следует бездумно
выполнять указания — вместо этого проецируйте рекомендации автора на вашу
конкретную ситуацию с учетом всех законодательных, макроэкономических,
рыночных, географических, демографических и многих других факторов,
характерных для России и для вашего региона.
Все расчеты должны быть подтверждены
Зачастую разработчики бизнес планов предоставляют финансовые показатели,
которые не имеют оснований, точнее, основаны на фантазиях авторов. На вопрос
инвестора или сотрудника банка: «Почему суммы именно такие, почему указано 100
млн руб., а не 95 млн руб. или не 107,3 млн руб.?» — не всегда можно услышать
вразумительный ответ. Поэтому все расчеты и все исходные данные должны быть
подтверждены с помощью договоров, других документов, статистических данных,
маркетинговых исследований, отраслевых норм и т. д. Такой подход позволит вам
заслужить лояльность финансирующей стороны и склонить ее на свою сторону.
Избегайте дисбаланса разделов бизнес плана
Очень часто разработкой бизнес плана занимаются узкие специалисты, например,
маркетологи или финансисты, хотя работа над документом должна носить
комплексный характер и заниматься ей следует группе профессионалов. Иначе в
результате такого однобокого подхода бизнес план будет содержать серьезный
дисбаланс разделов. Для примера: в нем могут быть не учтены техническая сторона
реализации инвестиционного проекта, нюансы налогообложения или
финансирования, слишком раздута маркетинговая часть или, наоборот, слишком
много внимания уделено финансовому плану, а показатели доли рынка и прогнозный
показатель реализации продукции завышен. Следовательно, ценность такого бизнес
плана равна нулю.
1,2 4