SWOT-анализ - Результативные бизнес-планы

МАСТЕРПЛАНС  Идеи.Деньги.Реальность
Перейти к контенту

Главное меню:

Статьи > Стратегический анализ
Традиционным способом изучения возможностей является SWOT-анализ: обзор существующих сил, слабостей, возможностей и угроз.  
Возникновение аббревиатуры SWOT
Аббревиатуру  SWOT, по первым буквам слов "Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats" впервые публично предложил профессор K. Andrews на конференции по проблемам бизнес-политики в Гарварде в 1963 году. Эта аббревиатура  была  представлен визуально в виде SWOT матрицы.

Факторы положения дел внутри предприятия обычно классифицируются как силы (strengths, S) или слабости (weaknesses, W), а факторы внешней среды  делятся на возможности (opportunities, O) или угрозы (threats, T).

SWOT- это метод отбора возможностей
Стратегия должна обязательно подразумевать развитие бизнеса. А для движения в сторону достижения конечной цели необходимо использовать существующие возможности для роста и развития. И тут мы сталкиваемся с проблемой: у любого бизнеса существует много возможностей для развития, которые можно попытаться реализовать. Однако, чтобы действовать эффективно, надо выбрать лучшие из них.
Для того, чтобы описать SWOT-анализ как метод отбора наилучших возможностей, сначала дадим пару определений.
Число возможностей всегда велико
возможности для бизнеса
Понятия "возможность" и "сила"
  • Возможность - это набор полезных/желаемых обстоятельств, которые могут (но не обязаны) возникнуть при использовании ресурсов и с определенным уровнем риска
  • Сила - это способность продемонстрировать близкую к идеальной эффективность в той или иной области.
В результате проведения SWOT-анализа вы должны получить ответы на следующие вопросы:
  • Какие возможности выбрать?
  • На чем сосредоточить усилия?
  • Какие компетенции развивать?  
  • Чего избегать?
Факторы SWOT, вписанные в клетки матрицы - это основа для синтеза стратегии. Но возникает вопрос: как эти тезисы правильно сформулировать, особенно если вы делаете это в первый раз?

Как мы уже много раз утверждали, для того, чтобы принять какое-то решение нужно собрать как можно больше доступных данных и придумать систему координат для их упорядочения. И, чтобы помочь вам  составить такую систему, мы разработали онлайн-приложение для проведения SWOT-анализа.

Наша разработка:
профессиональный отчет без затрат времени на рутину; учет рейтинга и важности факторов; генерация SWOT-стратегий.
SWOT-анализ с позиций позитивного лидерства
На сегодняшний день статистика показала, что стратегия избегания угроз и борьбы со слабостями недостаточно эффективна. И напротив – выяснилось, что компании - лидеры фокусируются на том, что работает на рынке - то есть на своих сильных сторонах и возможностях. Это связано с тем, что люди намного более продуктивно работают, совершенствуя свои сильные стороны, чем устраняя свои недостатки.

от SWOT к SO-анализу
Позитивное лидерство - это путь компании к успеху через фокусировку на своих сильных сторонах и их развитии. Поэтому, мы полагаем, что вместо SWOT-анализа оправдано делать SO-анализ - исследование сил и возможностей.

Правильный способ выполнения SO-анализа включает в себя 3 этапа:
1. Первый этап: очевидные возможности с высоким потенциалом
• Выпишите все сильные стороны вашей организации: репутация, активы, люди, расположение, лицензии, процессы, корпоративная культура и т.д.
• Прорейтингуйте сильные стороны с точки зрения их способности обеспечить максимальные конкурентные преимущества (это легко сделать в нашем сервисе SWOT-анализ online)
• Оцените наличие очевидных возможностей для роста при использовании каждой из этих сил. Например - новые рынки, на которые можно выйти, новый продукт, который можно развить, рыночные ниши, на которых можно сфокусироваться. Запишите их.
Проанализируйте остальные возможности:
  • Возьмите предварительный список очевидных возможностей и дополните его новыми идеями.
  • Сопоставьте возможности со своими сильными сторонами. Выделите те из них, которые используют сильные стороны с более высоким рейтингом
  • Затем выберите из оставшихся те, которые можно было бы быстро реализовать, приняв на работу правильных людей, способных привнести необходимые компетенции.
2. Второй этап: возможности, связанные с наименьшим риском
Для оценки уровня риска используем матрицу Ансоффа, на которой отображается степень новизны товаров и рынков.
Возможности роста в квадранте слева/внизу являются наименее рискованными, поскольку вы уже занимались этим раньше. Возможности роста в квадранте справа/вверху являются наиболее рискованными.
Оцените возможности в соответствии с квадрантами, к которым они относятся и постройте рейтинг на основе этих оценок. При прочих равных предпочтительно использовать возможности с более низким уровнем риска.
3. Оценка возможностей по критериям, связанным с рынком
Затем оцените возможности по критериям, относящимся к рынку
• какие из них связаны с наиболее крупным по размерам доступным рынком;
• какие из них соответствуют актуальным рыночным тенденциям;
• какие возможности связаны с заполнением пустых рыночных ниш;
• какие возможности связаны с решением существующих серьезных проблем потребителей.
Посмотрите, что и как вы можете изменить в своей организации так, чтобы она соответствовала открывающимся возможностям.
Матрица Ансоффа
матрица ансоффа
Исходные данные для SWOT-анализа

Исходные данные для оценки возможностей и угроз можно получить в процессе проведения таких видов анализа внешней среды, как анализ сил Портера или PEST-анализ. Для анализа сил и слабостей внутренней среды существует множество методов изучения организации, такие как анализ цепочек создания цености, шесть сигма, разнообразные матрицы и многое другое. SWOT-анализ можно считать завершающим этапом стратегического анализа, содержащим одновременно синтезх стратегий и анализ риска.

Техника проведения SWOT-анализа

SWOT-анализ организации может выполняться одним человеком (при условии, что ему известно  текущее положение дел), но все же  лучше выполнять его в группе. В этом случае дискуссия  сама по себе будет информативной,  а качество результатов  будет намного выше. При работе в группе мы рекомендуем использовать метод мозгового штурма (если кто-то не знает, это не просто красивое выражение, это технология выработки оптимального решения группой экспертов).

_________________________________________________________________________

Скачать контрольный список содержания бизнес-плана можно  здесь.

_________________________________________________________________________

Разработка  стратегий на основе   SWOT
Метод  стратегического планирования с использованием  расширенной матрицы SWOT предлагается  организовать,  как ряд последовательных шагов:
· Анализ внешнего окружения
· Анализ внутреннего окружения
· Генерирование  стратегий и определение набора тактических действий
Идея  построить матрицу  SWOT-стратегий исходит из того,  что аналитику следует  сконцентрироваться  , на построении четырех проекций  разных  стратегий. Эти  проекции представляют собой набор  парных комбинаций внутренних и внешних факторов . Совместно анализируются следующие  пары показателей:
· Силы - возможности ( S-O )
· Силы - угрозы ( S-T)
· Слабости - возможности (W-O)
· Слабости - угрозы (W-T)

На основе анализа показателей  каждой из вышеприведенных  пар разрабатывается  набор стратегий. Стратегии называются в соответствии с названиями  анализируемых внутренних и внешних факторов. Таким образом, при анализе группы  обстоятельств  «Силы - возможности» появляется  группа стратегий, относящаяся  к типу «стратегии SO».
Выполнение этих стратегий позволит  максимально использовать сильные стороны для использования имеющихся возможностей.
Стратегии  следующей  пары - «Силы - угрозы»  называются «стратегии ST» и т.п.
Cтратегии WT слабости угрозы относятся к стратегиям минимизации (mini-mini)
Цель любой из стратегий группы  WT заключается  в том, чтобы минимизировать влияние слабых  стороны на реализацию существующих угроз.
Стратегии WO слабости - возможности (mini-maxi) Стратегии этой  группы направлены на то, чтобы слабые стороны не помешали реализовать имеющиеся возможности.
Стратегии ST cилы - угрозы (maxi-mini) Цель этой группы  стратегий заключается  в том, чтобы  минимизировать угрозы за счет использования сильных сторон.
И, как было отмечено выше, Стратегии SO cилы
возможности это стратегии максимизации (maxi-maxi).  

Пример SWOT стратегии производства базальтовой теплоизоляции

Скачать шаблон для проведения SWOT-анализа.
шаблон SWOT-анализа
Кликните по картинке, чтобы увеличить
swot-стратегии бизнес-плана
Разработка SWOT-стратегий
swot-динамика бизнес-плана
Динамический SWOT-анализ
Факторы SWOT
Параметры силы swot
Направления SWOT
Направления swot бизнес-плана
Адрес:
129075 Москва
ул. Аргуновская дом 2 стр. 1
офис 1218
Тел:
+7 499 653 65 16
+7 495 615 42 01 доб. 1218
Бесплатно из любой точки
России:
8 800 333 47 29
Важные ссылки:
Назад к содержимому | Назад к главному меню